Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Корейские танцы в масках

29 декабря 2022 года

21 декабря в Центре восточной литературы состоялась лекция профессора Корейского национального института искусств (Сеул, Республика Корея) Пака Инсу. Лекция была организована совместно с Центром корейского искусства и языка в России .

Танец в масках по-корейски называется «тхальчхум» (состоит из «тхаль» — маска и «чхум» — танец). Известно, что тхальчхум получил широкое распространение в Корее, начиная со второй половины XVIII века.

Профессор Пак Инсу отметил, что в раннем Средневековье танцы в масках исполняли во время королевских банкетов или буддийских церемоний, а в период династии Чосон (XIV—XIX века) было создано правительственное учреждение под названием «Сандае тогам» для исполнения этих танцев во время государственных мероприятий.

По словам профессора Пака Инсу, наиболее широко танцы в масках распространились среди сельских общин.

Лектор познакомил гостей с одним из видов танцев в масках — «Букчхон саджанореум», традиции которого в Корее передаются до настоящего времени.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Главный библиотекарь сектора комплектования, обработки и научного изучения фондов Центра восточной литературы Даниил Огнев
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Пак Инсу отметил, что раньше корейские танцы в масках включали сюжеты, связанные с различными социальными проблемами в деревенской общине, и порой представляли собой сатирические представления. Например, существуют танцы, критикующие монахов-отступников или жестоких в обращении с женщинами мужчин. Танец в масках мог призывать к защите слабых людей и осуждать недостойное поведение янбанов — представителей правящего класса.

Одной из форм осуждения янбана, которое простые люди воплощали в танце, было причинение богатым людям символического увечья или какого-либо заболевания, например проказы. Проказа, или лепра, была широко распространена в некоторых районах Кореи. «Заражая» дворян лепрой, представляя их бессильными и глупыми, простой народ в танце выражал своё недовольство.

Однако, по словам Пака Инсу, от высмеивания недуга в танце страдали собственно прокажённые, которые могли и вовсе не быть представителями дворянства. Сама болезнь жестоко мучила их, а глумление над недугом заставляло больных проказой чувствовать себя ещё более отчуждёнными.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Узнав о таких фактах, исполнители танца в масках изменили характер своего танца с критикой дворян на танец, который символизирует преодоление препятствий. Таким образом, образы и сюжеты танца в масках постепенно эволюционировали.

По словам Пака Инсу, первая половина XX века стала самым тяжёлым периодом в истории «тхальчхум». Во-первых, в период японского колониального господства танцы в масках наряду с другими видами народного искусства были признаны низким жанром, а во-вторых, большинство видов народного искусства оказались под угрозой исчезновения по причине Корейской войны.

Чтобы не допустить упадка народной культуры, уже в 1960-е годы корейское правительство приняло меры для охраны культурного наследия, включая Закон о защите культурных ценностей. Танцам в масках «тхальчхум» присвоили статус «сокровища культуры» и создали условия для дальнейшего развития традиции.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Пак Инсу выделил образовавшееся в те годы «Движение за возрождение танца в масках», куда входили в том числе и студенты корейских университетов, изучавшие танцы в масках и распространявшие свои знания и умения, популяризируя этот жанр традиционного искусства.

В декабре 2022 года «тхальчхум» был внесён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО . По мнению профессора Пак Инсу, благодаря этому национальный корейский танец получит ещё большее распространение и приобретёт поклонников по всему миру.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться